Как стало известно "Ъ", Минэкономики внесло в Белый дом обновленную версию госпрограммы развития Арктической зоны. Главное и существенное ее отличие от текущей программы — наличие расчета финансирования. Сейчас госпрограмма не предусматривает выделения каких-либо бюджетных средств на ее исполнение. Минэкономики предлагает заложить 209,7 млрд руб. федеральных средств на 2017-2025 годы (из них 12,9 млрд руб. запрашивается на 2017 год). В бюджете на трехлетку этих средств не предусматривается, поэтому ведомство просит правительство рассмотреть возможность выделения денег.
Разработать новую версию госпрограммы Минэкономики должно было еще к 1 декабря 2015 года, однако срок был продлен до 1 марта 2016-го. В прошлом году проект обсуждался на заседании комиссии по развитию Арктики во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Тогда Минэкономики оценивало затраты на реализацию программы в "десятки, а то и сотни миллиардов рублей", объясняя это дороговизной мероприятий по освоению Арктики. По данным "Ъ", одна из первых рабочих версий обновленной программы оценивалась примерно в 260 млрд руб. до 2020 года (см. "Online" от 9 марта 2016 года).
Необходимость доработки программы Минэкономики, в частности, объясняется тем, что действующих механизмов пространственного развития экономики и привлечения инвестиций для Арктической зоны недостаточно. Например, из 22 проектов создания особой экономической зоны в этом регионе к реализации был запланирован только один, но и он так и не получил развития (портовая ОЭЗ в Мурманской области). Из 25 пилотных программ развития территориальных кластеров реализуется только одна — судостроительный инновационный территориальный кластер в Архангельской области, из 11 проектов Фонда национального благосостояния только один является арктическим.
Основная идея новой программы — создание так называемых опорных зон. Предполагается, что они будут создаваться отдельными решениями правительства, которые будут предусматривать перечень мероприятий и приоритетных проектов (например, по созданию промышленной, транспортной, социальной или коммунальной инфраструктуры). Задачи "опорных зон" Минэкономики видит в развитии транспортного потенциала Северного морского пути и наращивании экспорта транспортных услуг на базе круглогодичных морских и речных хабов. Предлагается выделить по одной "опорной зоне" в каждом субъекте Арктики: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. Каждая "опорная зона" будет иметь свою специфику (для более точечного направления средств из бюджета), но общим будет то, что федеральный центр будет оказывать значительную финансовую поддержку развитию инфраструктуры.
Якорными проектами большинства таких зон (в Уральской, Сибирской и Дальневосточной частях Арктической зоны) станут минерально-сырьевые центры — совокупность месторождений, связанных общей инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья в федеральную или региональную транспортную систему для доставки потребителям. Такой выбор объясняется Минэкономики тем, что на добычу и переработку полезных ископаемых приходится около 50% всех проектов, по 7% приходится на геологоразведку и шельфовые проекты. Таким образом, почти две трети проектов напрямую связано с разработкой минерально-сырьевой базы Арктической зоны.
По итогам реализации программы Минэкономики ожидает прироста доли валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне, а также экспорта произведенных там товаров (конкретных целевых показателей в программе, однако, нет). Кроме того, разработчики рассчитывают на снижение доли импортной продукции для освоения месторождений полезных ископаемых: в 2017 году она составит 85%, в 2020-м — 65%, а к 2025 году снизится до 50%.
Евгения Крючкова
http://credittrumre.proboards.com/thread/270/
Комментариев нет:
Отправить комментарий